Государственная Третьяковская галерея приглашает жителей и гостей столицы в увлекательное путешествие по шедеврам мировой классики. За почти полтора века в коллекции музея собрались работы именитых художников со всего мира, но большую часть представляют картины русских живописцев. Мы познакомим вас с историей крупнейшей в России галереей искусства, расскажем ее историю, какие можно увидеть картины и сколько стоит посещение.
- Государственная Третьяковская галерея — история
- Формирование экспозиции
- Музей Государственная Третьяковская галерея
- Государственная Третьяковская галерея картины
- Филиалы Государственной Третьяковской галереи
- Государственная Третьяковская галерея фото
- Главный корпус
- Фотографии Новой Третьяковки
- Государственная Третьяковская галерея цена
- Государственная Третьяковская галерея адрес
- Государственная Третьяковская галерея — видео
Государственная Третьяковская галерея — история

Своим появлением галерея обязана московскому купцу Павлу Третьякову. Вместе с братом они владели льняной фабрикой и увлекались живописью. Хотя не имели больших денег, часть средств тратили на приобретение полотен, написанные современниками. Павлу нравились работы русских мастеров, а его брату Сергею – зарубежных.
Датой основания Третьяковки считается тот день, когда Павел купил у московских живописцев две картины: «Стычку с финляндскими контрабандистами» у Василия Худякова и «Искушение» и Николая Шильдера. Третьяков покупал полотна и до 1856 года, но какие именно – неизвестно. С этого времени братья загорелись идеей создать национальный музей, где все желающие смогли бы насладиться живописью.
Интересный факт! В 1862 году коллекция пополнилась работой Василия Перова «Сельский крестный ход на пасхе», где участники события были изображены пьяницами. Это вызвало порицание со стороны общественности, и всех участников сделки отправили на время в полицию.
В следующие годы Третьяковы приобрели картины Ивана Шишкина, Карла Гуна, Алексея Боголюбова, Архипа Куинджи, Николая Ге, Константина Савицкого и Михаила Клодта. В оформлении выставки и покупке полотен помогал художник Иван Крамский, который поделился принципом отбора картин – Павлу нравились полотна с идеей, а не просто красивые рисунки.
Уже в 1867 году в купеческой усадьбе в Лаврушинском переулке открылась первая общественная галерея, названная именами основателей. Во внушительной музейной коллекции было свыше 1250 картин, 450 рисунков, 10 скульптур русских мастеров и 84 полотна от зарубежных живописцев. Спустя год Павла Третьякова назначили почетным членом Академии искусств, что позволило ему поддерживать начинающих авторов, в числе которых были Маковский, Прянишников, Васнецов и Максимов.
Многие известные на то время люди предлагали свои работы Третьякову, считая его экспертом современной живописи. Одной из самых ценных картин в коллекции сам меценат считал работу Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Власти не одобряли его поддержку подобных провокационных работ, но самих живописцев это вдохновило не бояться писать картины без цензуры.
В конце 19 века галерее присвоили статус национального достояния – вход в нее был бесплатный для всех. Павел Третьяков принимал активное участие в развитии искусства на государственном уровне, продвигал русскую живопись за границу. Под его руководством в 1892 году на парижской выставке был оформлен стенд с картинами отечественных художников.
В этом же году меценат передал право на владение галереей московским властям. Причиной этому служила смерть его брата Сергея, который завещал городу накопленные им деньги, картины и половину усадьбы в Лаврушинском переулке. На тот момент собрание Третьяковых насчитывало свыше двух тысяч работ разных жанров. Указом городской думы Павла назначили хранителем музея, он занимался покупкой новых работ за государственный счет, решал организационные вопросы. В честь этого события состоялся первый съезд русских мастеров.
Формирование экспозиции
Основная часть экспозиции сформировалась при жизни Павла Третьякова в 1860-1880-х годах. В промежутке между этими годами были написаны портреты известных деятелей того времени. Перов написал Тургенева, Макова, Достоевского, Даля и Погодина; Крамской работал над изображением Льва Толстого, а Николай Ге Написал Герцена, Потехина, Костомарова, Салтыкова-Щедрин и Некрасова.
Любимыми работами мецената были те, что отражали общественное мнение: «Крестный ход в Курской губернии», «Утро Стрелецкой казни», «Боярыня Морозова». Ближе к рубежу веков Третьяков стал отдавать предпочтение художникам-реалистам, изображающим крестьянские будни: «Шахтерка», «Смена», «Шахтер-тягольщик», «Богатырь», «Псковитянка». Многие художники дарили Третьякову свои работы, чтобы они не пылились на полках, а стали достоянием общественности.
Музей Государственная Третьяковская галерея

Первая галерея занимала комнаты Третьяковского особняка. Когда коллекция пополнилась 140 работами Василия Верещагина, выделенного пространства перестало хватать, понадобились новые выставочные площади. В 1860-м году началось строительство нового особняка специально для галереи с двумя просторными залами и отдельным входом для посетителей.
Из-за постоянно пополняющейся коллекции картин, особняк не раз перестраивали – пристраивали новые помещения, а после смерти мецената усадьбу реконструировали и объединили с близлежащими постройками общим фасадом. Строительные работы обошлись в тридцать тысяч рублей.
После смерти основателя музей перешел во владение Совета попечителей, в его состав в разное время входили ценители искусства, меценаты и коллекционеры. Экспозиция музея была расширена за счет иконописи – их Третьяков купил давно, но хотел завершить коллекцию полностью, прежде чем ее увидят посетители. Работы украшали стены личных комнат Павла и его семьи, лишь в 1903 году их впервые вывесили в зале галереи.
В первые годы 20 века между городской думой и Советом попечителей то и дело возникали разногласия: первые придерживались консервативных взглядов и хотели видеть в Третьяковке работы состоявшихся живописцев, а вторые отдавали предпочтение молодым авторам. Занявший пост главы попечительского совета Игорь Грабарь решил перевесить картины в хронологическом порядке. Из-за этого не все работы удалось уместить в зале, экспозиции понадобилось больше пространства, но не все были согласны с этим решением.
Интересный факт! На фоне разногласий происходили попытки испортить те или иные работы. Например, в 1913 Абрам Балашов, пришедший в галерею в качестве посетителя, в приступе ярости изрезал полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Пришедшие к власти большевики национализировали галерею и присвоили ей статус главного художественного музея страны. Музейная экспозиция стала пополняться невиданными темпами – сюда приносили работы из частных дворянских коллекций. Так в залах галереи появились работы: «Портрет Александра Куракина» и «Вид соборной площади в Кремле».
Долгое время перед исторической усадьбой стоял памятник Владимиру Ильичу, но в 1939 году вместо него установили постамент Сталину. Спустя два десятилетия скульптуру перенесли во двор, а на освободившееся место водрузили «Футболистов». Позже памятник Сталину во дворе заменили на образ Павла Третьякова.
Поскольку все полотна невозможно было выставить в залах, создали постоянную экспозицию, остальные вывешивали временно. Так москвичи могли наслаждаться собранием картин Дмитрия Левицкого, Федора Рокотова, Петра Кончаловского и Михаила Врубеля. В ходе активной научной и выставочной деятельности были сформированы отдельные музеи, где выставлялись работы определенных жанров: Музей живописной культуры (авангард), Цветковская галерея (графика), Музей иконописи и живописи.
В следующие годы музей пополнился за счет расформирования Румянцевского музея, Музея новой западной живописи и Ленинградского музейного фонда, часть полотен приобрели через госзакупки. Из-за обилия картин пришлось построить несколько новых зданий, в части городских домов хранили ценные экспонаты. Благодаря расширению пространства в 1932 году в отдельный зал поместили «Явление Христа народу» с этюдами.
Советская власть уделяла большое внимание просветительской работе музея, представленные в нем работы должны были показывать разнообразие народов, живущих в СССР. В годы Великой Отечественной войны большую часть картин отправили в хранилища в Молотове и Новосибирске, перед отправкой полотна упаковывали в несколько слоев, чтобы они не повредились от влаги, сухости и грибка. Живопись вернулась в Москву в 1944 году, спустя полгода была вновь открыта экспозиция.
К 1980-м годам возрос интерес к музейным экспонатам. Рядом с галереей построили новый корпус, где проходили встречи и мероприятия для взрослых и детей. В 1985 году к Третьяковке присоединилась Государственная картинная галерея, образовав музейное пространство Новая Третьяковка. После чего историческое здание решили использовать для полотен, написанных до 1910-го года, а музей на Крымском Валу – для современного искусства.
В настоящее время Третьяковская галерея остается главным художественным музеем России. Постоянная экспозиция не меняется, но регулярно проходят временные показы, где можно увидеть работы художников разных времен. В 2016 году состоялось одно из самых грандиозных событий – выставка Валентина Серова. В залах было представлено свыше 250 картин, а за время работы экспозицию посетило более четырехсот тысяч человек. Подобное событие стало самым масштабным за последние 50 лет.
Интересный факт! Все картины в галерее находятся под охраной, но в январе 2019 года неизвестный похитил картину «Ай-петри. Крым» Архипа Куинджи. Спустя день похититель был найден, а картина возвращена.
В 2020 году из-за всемирной пандемии галерея на время закрылась, а все полотна в виде фотографий были загружены на платформу «Яндекс.Коллекции». Во время простоя убытки музея составили более 2.5 миллионов евро. С 2015 года выставкой руководит искусствовед Зельфира Трегулова.
Государственная Третьяковская галерея картины

В коллекции музея 47 экспозиций, поделенных по векам. Наиболее ценные картины относятся к периоду древнерусского искусства 12-17 веков: «Владимирская икона Божией Матери», привезенная из Константинополя, икона «Троица» Андрея Врублева, иконы «Алексей митрополит» и «Одигитрия» Дионисия, икона «Устюжское Благовещение», икона «Благословенное воинство Небесного Царя», мозаика неизвестных мастеров 12 века.
Коллекция 18 века представлена полотнами, которые собрал лично Павел Третьяков: портрет Гавриила Головкина, портрет Елизаветы Петровны, картины Рокотова, Левицкого, Боровиковского, Шубина, Алексеева, Лосенко, Козловского и других. Наиболее известные работы: «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии друга его Филоктета», «Прощание Гектора с Андромахой», «Дедал привязывает крылья Икару», «Портрет М.И. Лопухиной».
Картины 19 века представлены работами Брюллова, Врубеля, Рериха, Шишкина, Кипренского, Левитана, Федотова, Саврасова, Айвазовского, Репина и других. Наиболее известные: «Княжна Тараканова», «Неизвестная», «Осенний букет», «Девочка с персиками», «Всадница», «Крестный ход в Курской губернии», «Христос в пустыне», «Явление Христа народу», «Утро стрелецкой казни, «Богатыри», «Апофеоз войны», «Демон сидящий», «Утро в сосновом лесу».
Экспозиция начала 20 века характеризуется полотнами Петрова-Водкина, Малявина, Лансере, Сомова, Гончаровой и других. Среди самых известных работ: «Купание красного коня», «Елизавета Петровна в Царском селе», «Дама в голубом», «Хризантемы», «Похищение Европы», «Вихрь, «Прогулка короля», «На Руси. Душа народа».
Последняя и самая новая экспозиция посвящена советскому периоду – это работы в стиле реализма кистей Кончаловского, Куприянова, Самохвалова, Цаплина, Домогацкого, Томского, Попандопуло и других. Также в коллекции хранятся сокровища – драгоценные камни и металлы, добытые и обработанные в период с 12 века по настоящие дни.
Филиалы Государственной Третьяковской галереи

В Лаврушинском переулке находится главный корпус и несколько филиалов:
- Инженерный комплекс;
- Храм-музей Святителя Николая в Толмачах;
- Корпус на Кадашевской набережной;
- Культурный центр в Толмачах;
- Научная библиотека.
Здания на Якиманке и Крымском Валу:
- Новая Третьяковка;
- Музей Павла и Сергея Третьяковых;
- Усадьба Рябушинских;
Малые филиалы:
- Дом-музей Васнецова;
- Мемориальный музей-квартира Васнецова;
- Музей-мастерская Голубкиной;
- Дом-музей Корина;
- Мастерская Ильи и Эмилии Кабаковых.
Государственная Третьяковская галерея фото
Главный корпус
Фотографии Новой Третьяковки
Государственная Третьяковская галерея цена
Стоимость посещения зависит от музейного зала и экспозиции: от 500 рублей для взрослых, от 300 рублей для пенсионеров, 250 рублей для детей от 7 до 17 лет.
Государственная Третьяковская галерея адрес
Выставку в главном корпусе Третьяковки можно посетить по адресу: Лаврушинский пер, 10. Ближайшие станции метро:
- «Новокузнецкая»;
- «Третьяковская»;
- «Полянка».
Режим работы: вт, ср. с 10:00 до 18:00, чт-сб. с 10:00 до 21:00, вс. с 10:00 до 20:00.
Государственная Третьяковская галерея — видео
Ваше мнение об этом месте?