Государственный исторический музей

Музеи

История России растянулась на долгие годы, и с ее истоками знакомит Государственный исторический музей. Невероятной красоты здание, украшающее Красную площадь, хранит реликвии давно ушедших эпох. Каждый год более миллиона человек посещает экспозицию, дабы увидеть старинные артефакты, живопись, оружие и другие ценные для российской государственности вещи.

Государственный исторический музей история

Государственный исторический музей история
© Фото из открытых источников

В середине 19 века столичная интеллигенция стала обсуждать вопрос открытия общественной исторической галереи. Этой идеей люди делились другими через письма, сохранилась переписка Николая Чепелевского, где он предлагал устроить в Москве подобный музей. Люди из числа знати устраивали небольшие выставки с художественными работами и ценными предметами искусства, а император Александр Александрович после посещения музея древностей в Дании потребовал организовать в столице нечто подобное.

Но настоящим толчком служила выставка промышленных достижений, приуроченная к двухсотлетнему юбилею со дня рождения Петра I. На выставке среди политехнических экспонатов были выставлены археологические находки и исторические ценности, что совсем не соответствовало тематике мероприятия. После этого власти всерьез задумались о создании музея, где будут храниться подобные вещи.

Интересный факт! Изначальная идея исторического музея была в том, чтобы показать людям, что «не со вчерашнего дня началась разумная жизнь в нашей стране».

Император Алексей Александрович приказал создать комиссию, куда вошли историки и ученые, которые сформулировали главную концепцию музея, устав и направленность. Однако, комиссия не смогла прийти к единому мнению о том, что именно будет представлено в нем: одним хотелось видеть награды воинской славы, другим картины, а третьим быт русского народа.

В 1875 году учредили конкурс на лучшую архитектуру будущего выставочного комплекса. Претендентам выдвинули одно условие: здание должно было иметь исконно русские элементы – закомары, ширинки, шатры и прочее, чтобы соответствовать архитектурному ансамблю Красной площади. В результате отбора победила совместная работа Анатолия Семенова и Владимира Шервуда.

Сначала музей решили строить на спонсорские деньги, но должной суммы не насобирали. Пришлось обратиться за финансированием к государству. В итоге здание обошлось почти в полтора миллиона рублей, эти деньги взяли в ссуду в Московском кредитном обществе, их удалось вернуть только спустя 28 лет.

Строительство и архитектура

На выделенном месте в разное время был почтовый двор, отдаточный двор, земский приказ, канцелярия, аптека и прочее. Последней место занимала каменная ратуша, но ее оперативно снесли, поскольку посчитали ее европейскую архитектуру «не ценной». 1 сентября состоялась торжественная закладка фундамента ГИМ, где присутствовали князь Сергей Александрович, цесаревич Александр, князь Долгоруков и члены государственной думы. Лично Александр II положил первый камень в основание.

Шервуд и Семенов назвали свой архитектурный план «Отечество». Согласно проекту здание неправильной прямоугольной формы, общей площадью в 6.5 тысяч квадратных метров. Во время строительства Шервуд много раз перерабатывал архитектуру здания, фасад, отделку, оформление залов, Семенов же взял на себя техническую составляющую помещений, а также аудитории и библиотеки.

В распоряжении строителей были самые современные по тем меркам технологии. Материалы поставляли из российских, французских и немецких городов. Работы велись почти десять лет, только на кирпичную кладку потратили целый год, хотя были задействованы свыше 560 каменщиков и подсобных рабочих. В 1879 году возникли проблемы с финансированием, почти на три года строительство было приостановлено.

Главной задачей плана «Отечество» было восхваление древнерусского зодчества, поэтому здание вышло исконно русским. Декор фасада в виде кокошников, шатров, арок, гирек, аркатурных поясов, ширинок, киворий и карнизов. Стилистически здание ГИМ уравновешивает Храм Василия Блаженного и идеально дополняет архитектурный ансамбль Красной площади.

Что касается интерьеров, то по начальной задумке внутри должно было быть 47 залов, а оформление каждого соответствовало эпохе, выставляемых экспонатов. Отделка залов из дорогих материалов – каррарского мрамора, дуба, позолоты. В ходе разногласий Шервуд покинул должность главного инженера, ему на смену пришел Александр Попов, который и занимался оформлением залов.  После его смерти над зданием ГИМ стали работать выдающиеся художники своего времени, в числе которых Айвазовский, Репин, Васнецов, Серов, Семирадский и многие другие.

Интересный факт! 27 мая 1883 года состоялось торжественное открытие музея, но император отказался на него приезжать, потому что посчитал оформление неуместным, а лежавшие на витринах экспонаты мусором.

Государственный исторический музей Красная площадь

Музей стал украшением исторического центра столицы, дальнейшие строительные работы неподалеку велись с учетом его архитектуры. В похожей стилистике выполнены здание городской думы, Средние и Верхние торговые ряды. Директором ГИМа назначили графа Уварова, но свой пост занимал лишь год – вскоре умер.

В начале 20 века в библиотеке хранились почти 18 тысяч книг, фонд регулярно пополнялся за счет частных и государственных пожертвований. Каждый год музей посещали порядка 40 тыс. человек. Планировавшихся 47 залов в музее не было, лишь 16. Многие чиновники и знатные люди старались сделать свой вклад и передавали все больше экземпляров.

Например, Петр Щукин передал более 300 произведений искусства – рукописи, живопись, иконы, ювелирные украшения. Алексей Бахрушин выделил из личной коллекции свыше 2 тысяч вещей и почти 25 тысяч книг. Среди меценатов числились известные дворяне Оболенские, Олсуфьевы, Уваровы, Голицыны, Дашковы и многие другие.

Проект Шервуда не предполагал, что музею могут понадобиться хранилища, но уже к 1910-му году экспонатов стало так много, что их негде было размещать. Поэтому в 1912 году директор музея Николай Щербатов попросил в распоряжение галереи соседнее здание Думы, но из-за Первой мировой войны и Октябрьской революции расширение не произошло.

После октябрьской революции

После событий 1917 года его официально переименовали в Государственный Исторический музей. В целом советская власть негативно была настроена против ГИМа и неоднократно пыталась его закрыть, только личное попечительство Ленина и Луначарского не дало расформировать экспозицию.

Вскоре музейные залы пополнились тысячами экспонатов, изъятых у графских и дворянских родов, среди них ценные предметы Уваровых, Бобринского, Зубова, Куракиных, Бухгейма, Карпова и Савелова. Также в период 1918-1920-х годов к ГИМ присоединили другие выставочные залы: Патриаршую библиотеку, дом Епархиальной библиотеки и библиотеку Певческого училища.

Интересный факт! В 1921 году музейная коллегия решила реорганизовать историческую экспозицию в Музей быта, а все неподходящие экспонаты утилизировать. Но уничтожение вещей было прекращено, а фонды значительно расширились за счет конфиската.

В конце 1930-х годов в ГИМ насчитывалось уже 23 зала, а экспонаты охватывали огромный период от древнейшего времени до 19 века. По распоряжению властей древние скульптуры сняли со шпилей башен, а орлов и прапоров переплавили. Но сотрудники музея верили в исключительность скульптурной композиции, поэтому спрятали единорогов и львов.

До наших дней не дошли каноничные интерьеры, советские власти уничтожили генеалогическое древо императорской семьи, убрали позолоту и лепнину, дорогое оформление залов и парадной. Советским осмыслением интерьеров занимался архитектор Андрей Буров, ему удалось подчеркнуть значимость каждого экспоната – чтобы посетитель мог сосредоточить внимание на нем, а не на «богатой» отделке.

Военные и послевоенные годы

Во время Великой Отечественной войны фонд поделили на две части: особо ценные экспонаты подготовили к эвакуации, а менее ценные сопроводили описями и оставили на полках. Ценные предметы ждали конца войны в хранилище в Костанае. ГИМ был единственным музеем в столице, который продолжал работать.

Закрыли его лишь однажды, когда после бомбежки выбило стекла и образовалось трещина в основании. Музей на Красной площади не просто продолжал работать во время осады, но и организовывал новые тематические выставки, посвященные достижениям советской армии на фронте.

До середины прошлого столетия в музее работал лишь первый этаж, второй открылся в 1957 году. К началу восьмидесятых здание сильно обветшало – за сто лет его ни разу не реставрировали. Каждый год случались аварии, прорывало трубы, выключалось электричество, появлялись трещины. Ремонтом занималась городская мастерская «Мосреставрация», но выделенных денег оказалось недостаточно и реставрацию закончили только в 2002 году.

Настоящее время

После распада Советского Союза в музее открыли аванзал, где стали устраивать музыкальные вечера. На стыке веков Государственному историческому музею передали экспозиционные залы в разных концах Москвы, сейчас в него включены:

  • Музей декабристов;
  • Крутицкое подворье;
  • Церковь Троицы в Никитниках;
  • Усадьба Измайлово;
  • Покровский собор;
  • Музей Отечественной войны 1812 года;
  • Новодевичий монастырь;
  • Палаты Романовых.

Весной 2007 года были открыты все залы, имеющиеся в здании музея, их число достигло 40. В залах представлены предметы разных исторических эпох, начиная от древнего времени и заканчивая 20 веком. Каждый год выставку посещает порядка 1.2 миллионов человек.

Музей ведет научно-исследовательскую деятельность, регулярно проходят семинары, лекции, вручаются премии. В штате музея числится свыше 800 человек. При желании можно ознакомиться с экспозицией виртуально через официальный сайт.

В 2020 году единственный филиал ГИМ открылся в Туле. В тульских залах можно увидеть оружие, живопись, памятные реликвии, этнографические экспонаты, археологические артефакты.

Государственный исторический музей что посмотреть в 2024 году

Государственный исторический музей что посмотреть
© Moscow777.ru

Сами залы на первом этаже считаются произведением искусства. Над их оформлением работали известные русские художники, но советские власти уничтожили многие из них. Современный облик они приобрели в ходе тщательной реконструкции.

По левую сторону от Парадных сеней идут залы, посвященные российской истории от древнейшего времени до царствования Петра I, прямо от сеней находятся литерные залы, а по правую сторону небольшой зал, где можно посмотреть как работали люди, стоящие у истоков создания музея. Второй этаж занимают залы с экспонатами от петровских времен до правления Александра III, третий этаж отдан под временные выставки.

Парадные сени

Первое помещение куда попадают посетители – это Парадные сени. Потолок украшает роспись Фомы Торопова, но главное место занимает императорское фамильное древо. Тут же изображены все российские государи в полный рост. Древо берет свое начало от князя Владимира и княгини Ольги и заканчивается императором Александром III и Марией Федоровной – при них был открыт музей и в дальнейшем изображение не дополнялось.

Интересный факт! Каждый портрет нарисован на отдельном холсте и приклеен к потолку. В советские годы НКВД распорядилось снять рисунки и уничтожить их, но маляры решили сохранить изображения и просто покрыли их толстым слоем побелки. Благодаря этому удалось сохранить ценные картины.

Напротив входа вырезана арка, куда вставлена фигура трубящего ангела Фамы. От нее в советские годы тоже пытались избавиться: она была частью декора Красных ворот и во время их сноса скульптуру сбросили, но русский историк Николай Левинсон тайно подобрал ее и спрятал в запасниках музея.

Литерные залы

В трех залах находятся предметы из золота, предназначенные для использования в разных областях. Зал «А» по стилистике напоминает Византию и состоит из двух частей: в первой представлены церковные экспонаты, во второй – вещи из других христианских конфессий. В зале «Б» выставлены золотые медали, государственный эталоны, самородки, наградное оружие, ордена и др. На витринах зала «В» лежат ювелирные украшения разных времен.

Залы первого этажа

На момент открытия из запланированных 47 залов для посещения были открыты лишь 11. Именно они богато оформлены в соответствии с представленными экспонатами:

  • Зал №1. Ранний и средний палеолит;
  • Зал №2. Поздний палеолит;
  • Зал №3. Мезолит, неолит;
  • Зал №4. Бронзовый век;
  • Зал №5. Скифская эпоха;
  • Зал №6. Восточная Европа и античный мир;
  • Зал №7. Великое переселение народов;
  • Зал №8. Древнерусское государство;
  • Зал №9. Древнерусский город;
  • Зал №10. Феодальная раздробленность;
  • Зал №11. Древнерусская культура рубежа 9-первой половины 13 века.

В остальных залах к 1883 году был лишь мозаичный пол. Их заканчивали постепенно, но в советские годы наиболее «неприятные» для власти интерьеры разрушили. Например, уничтожили настенную роспись по теме Золотой Орды в зале №12.

  • Зал №12. Памятники Ростова и Ярославля;
  • Зал №13. Образование Российского государства.

Отделка остальных залов лишена роскоши, тематика охватывает все столетия, во время которых формировалось государство.

Залы второго этажа

Второй этаж открылся уже после октябрьской революции, поэтому их отделка несколько уступает. Через 25-й зал можно войти в отдел рукописей, а через 28-й – в отдел живописи. В настоящее время залы продолжают пополняться за счет археологических экспедиций, частных пожертвований и государственных закупок.

Научно-хранительские отделы

За сохранность каждого музейного экспоната отвечает отдел, всего их 15. Первым открылся отдел археологических памятников, потому что в целом вся концепция ГИМ основана на старинных экспонатах. Главным экспонатом №1 стал витой браслет, найденный в поселении Кобан в бронзовом веке. Его музей получил в дар от графа Уварова еще до даты официального открытия. Первые 14 залов занимают предметы из данного отдела.

Также выделяют отделы:

  • дерева и мебели;
  • драгоценных металлов;
  • древнерусской живописи;
  • изобразительных материалов;
  • керамики и стекла;
  • книжного фонда;
  • металлов и современных синтетических материалов;
  • оружия;
  • нумизматики;
  • письменных источников (архив);
  • картографии;
  • тканей и костюма;
  • рукописей и старопечатных книг.

Также в число специальных отделов относится музей Владимира Ленина, основанный в 1924 году, а также памятник Минину и Пожарскому, расположенный на Красной площади недалеко от самого ГИМ.

Государственный исторический музей как попасть

Государственный исторический музей как попасть
© Moscow777.ru

Посещение ГИМ на Красной площади платное, билет можно купить в кассе или забронировать на официальном сайте. Стоимость входа:

  • взрослые – 400 рублей;
  • взрослые (иностранные граждане не члены ЕАЭС) – 800 рублей;
  • пенсионеры – 200 рублей в будние дни, 400 рублей в праздничные;
  • студенты, дети 7-17 лет – 200 рублей;
  • дети 7-17 лет (иностранные граждане не члены ЕАЭС) – 400 рублей;
  • сотрудники других музеев, льготная категория граждан – 200 рублей.

За дополнительную плату проводятся экскурсии, в том числе на иностранном языке, также доступен аудиогид на русском и иностранном языке.

Обратите внимание! Каждое последнее воскресенье месяца посещение основной экспозиции для студентов, детей, солдат и членов многодетных семей бесплатное.

Режим работы музея: вс-ср с 10:00 до 18:00, чт-сб с 10:00 до 21:00, вторник выходной.

Государственный исторический музей на карте

Государственный исторический музей фото

Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото Государственный исторический музей фото

Государственный исторический музей видео

Тест на знание Москвы

Хочешь понять, насколько хорошо ты знаешь столицу?
Среднее время на прохождение теста - 2 минуты

Поделиться с друзьями
Максим Мойса

Дорогая моя столица, Золотая моя Москва!

Оцените автора
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Москва - куда сходить и на что посмотреть в столице!
Добавить комментарий